Основы гражданско-патриотической культуры

Формирование гражданственности и патриотизма у воспитанников учреждений дошкольного образования закреплены в:

Кодексе об образовании Республики Беларусь;

Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773);

Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82);

Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 312);

Учебной программе дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. №229);

иных нормативных правовых актах.

В учебной программе дошкольного образования проведена корректировка содержания направления «Социально-нравственное и личностное развитие».

Направление «Социально-нравственное и личностное развитие» предполагает формирование у ребенка стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.

В указанное направление введен образовательный компонент «Основы гражданско-патриотической культуры».

Важнейшим показателем сформированности у воспитанников гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения.

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в рамках образовательного компонента «Основы гражданско-патриотической культуры» образовательной области «Ребенок и общество» реализацию следующих задач:

Воспитанники 4-5 лет:

Формировать представления о (об):

расположении Республики Беларусь на географической карте и ее жителях;

основных достопримечательностях малой родины и города Минска – столицы Республики Беларусь (площадь Победы, Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси, Центральный детский парк им. Максима Горького и др.);

государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);

государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Победы, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда);

белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики);

Формировать (развивать) умения:

называть основные достопримечательности родного населенного пункта, столицы Республики Беларусь;

соблюдать правила исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и подпевать гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);

Воспитывать:

эмоционально-позитивное отношение к родному населенному пункту, Республике Беларусь.

Воспитанники 5-7 лет:

Формировать представления о:

родном населенном пункте, областных городах Республики Беларусь, их достопримечательностях;

столице Республики Беларусь – городе Минске, ее достопримечательностях (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь и др.);

природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер);

Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов, значении цветов и орнамента флага;

элементах Государственного герба Республики Беларусь, отражающих неповторимость и богатство культурных традиций, быта и природы Беларуси;

людях, прославивших Беларусь (просветителях, деятелях культуры и науки, спортсменах и др.), их деятельности и достижениях;

государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);

скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы и др.), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы» и др.);

белорусской армии, трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы;

Формировать (развивать) умения:

показывать на карте географическое положение Республики Беларусь;

рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах Республики Беларусь;

соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);

рассказывать (с помощью взрослого и самостоятельно) о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, принимать активное участие в их подготовке и праздновании (украшать группу, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски);

рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны;

Воспитывать:

чувство патриотизма и любви к Родине;

уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру;

уважение к защитникам Отечества;

уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа.

Учебной программой дошкольного образования определены следующие формы организации музыкальной деятельности:

в средней группе проводятся праздники пять раз в год по тематике «Новый год», «Мамин день (День женщин)», «День Победы», «День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь», «День труда»;

в старшей группе праздники проводятся восемь раз в год по тематике: «Новый год», «Мамин день (День женщин)», «Выпуск в школу», «День Победы», «День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь», «День Независимости Республики Беларусь (День Республики)», «День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь», «День труда».

Приказом Министра образования № 368 от 25.05.2022 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» определено, что в учреждениях образования необходимо организовать на постоянной основе проведение торжественных линеек с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком) в дни государственных праздников и общереспубликанские праздничные дни (День народного единства, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, День труда, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики). В случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня.

В целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию обучающихся в учреждении дошкольного образования, на основании письма Министерства образования Республики Беларусь от 08.04.2022 №02-02-13/3133/дс/, на постоянной основе организованы следующие мероприятия:

1. Обязательное прослушивание (исполнение) Государственного гимна Республики Беларусь:

перед началом учебного года;

еженедельно (по понедельникам) перед началом занятий в средних и старших группах.

2. Поднятие Государственного флага Республики Беларусь на территории учредждения дошкольного образования:

перед началом учебного года;

в дни государственных праздников (День Конституции, День народного единства, День единения народов Беларуси и России и др.).

3. Экскурсии, пешеходные прогулки  для детей старшего дошкольного возраста (исторические памятники, музеи и т.п.).

4. В канун государственных праздников и праздничных дней обязательное проведение в средних и старших группах занятий, праздничных мероприятий.

5. В учреждении дошкольного образования разработаны и размещены на сайте  маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей.