Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска
Государственное учреждение образования
«Детский сад № 84 г. Витебска»
Конспект занятия по обучению правилам безопасности детей дошкольного возраста
(личная безопасность)
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ»
Составила: педагог-психолог
Чернявская Елена Олеговна
2024 г.
Цель:
- способствовать обобщению правил безопасности при встрече с опасными ситуациями и с незнакомыми людьми.
Задачи:
- расширить представление детей дошкольного возраста о типичных опасных ситуациях, возможных контактах с незнакомыми людьми. - практически отработать способы безопасного поведения. - способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни. - способствовать формированию навыков безопасного поведения детей;
- способствовать воспитанию умения детей правильно вести себя в опасных ситуациях: не бояться, действовать уверенно и активно.
Материал:
Парашют (круг с цветными секторами) карточки с описанием опасных для детей ситуаций, красные и зеленые сигнальные карточки, мячик
Ход занятия
- Мы сегодня отправляемся с вами в путешествие на остров безопасности. Жители этого острова приготовили для нас вопросы, на которые нам предстоит ответить. Отправимся мы туда на летающей тарелке. Закрываем глаза и считаем до 10 (появляется «Парашют» с секторами). Каждый занимает отдельный сектор.
- Для того, чтобы наша тарелка взлетела, нам необходимо с помощью кнопок (сигнальные карточки) управления тарелкой ответить на вопросы по безопасности.
Упражнение с сигнальными карточками «Можно или нет»
Примерные ситуации:
- Переходить дорогу там, где нет светофора?
- Входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых?
- Открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос?
- Играть на стройплощадке? Возле дороги? А на детской площадке?
- Включать газ, микроволновку?
- Чужому человеку трогать ребенка?
- Смотреть в окно? Открывать окно?
- Ходить в детский сад. А одному ходить в детский сад?
- Разговаривать с незнакомыми людьми?
- Гостить у бабушки и дедушки?
- Оставаться одному у незнакомых людей?
- Гулять на улице с родными? А поздно вечером одному?
- Молодцы! Вы знаете, правила безопасного поведения. Наша тарелка взлетела. Пока летим, познакомимся с самым важным словом на свете. Это слово «Нет», оно помогает и взрослым, и детям оставаться в безопасности. Это слово должен уметь говорить не только взрослый, но и каждый ребёнок. И у нас есть время этому поучиться. Я называю ситуацию, а тот кому прикатился мяч – громко и уверенно отвечает.
Игра «Безопасное слово «НЕТ»»
- если вас зовут купаться
- просят вас открыть окно
- обещают дать конфет и игрушку, и букет
- говорят, разжечь костёр
- предлагают покататься на машине
- приглашают в телефоне, телевизоре сниматься
- приглашают в цирк сходить
- предлагают вас обнять
- просят вас одежду снять
- открыть в квартиру дверь
- хотят оставить дома одного
-Молодцы! Умеете заботиться о себе и говорить уверенное «Нет».
- А почему опасно дома оставаться одному?
Игра «Внимание! Внимание!»
- Что делать, если случился пожар или вам угрожает какая-то опасность?
- Правильно, привлекать внимание. А как правильно привлечь к себе внимание, когда вам угрожает опасность (кричать, кусаться, звать на помощь, убегать).
- Хочу послушать, как вы умеете звать на помощь, услышат ли вас те, кто спасёт. По сигналу зеленой карточки можно привлекать внимание с помощью голоса, на красный сигнал все замолкают. Напоминаю, что шутить и баловаться в ситуациях опасности нельзя.
- Как еще можно привлечь к себе внимание? Всегда ли надо привлекать к себе внимание?
- Мы прибыли на остров безопасности. Но прежде чем сойти, вспомним, кто для вас является своим, знакомым, чужим.
Игра «Знакомый, свой, чужой»
Дети сидят по кругу возле своих секторов. Взрослый бросает мячик каждому ребенку, называя одно из понятий «Знакомый, свой, чужой». Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.
- На острове безопасности живут разные люди: одни из них хорошие, совершают хорошие дела, другие способны на плохие поступки. Чтобы обезопасить жителей этого острова, нам надо составить фоторобот человека, который может быть опасным для взрослых и детей.
Упражнение «Фоторобот»
- Опишите выглядит человек, который может быть опасен для детей? (ответы детей)
Открою вам один секрет: эти люди думают о плохом, хотят делать плохие дела, но могут выглядеть хорошо. Они не всегда похожи на бандитов из кино. Они умеют улыбаться, красиво одеты и могут знать наше имя, имена наших родителей. Поэтому нужно научиться разбираться в людях, быть осторожными и внимательными в общении с чужими людьми.
Теперь жители острова знают каких людей надо опасаться. Но нам с вами надо научить жителей как вести себя при встрече с незнакомыми людьми, которые могут причинить вред. Они приготовили нам ситуации, а мы поможем им принять верное безопасное решение: расскажем, как надо ввести себя в таких ситуациях. Кто готов ответить показывает зеленый сигнал.
Упражнение «Безопасное поведение»
- Незнакомый человеквзял тебя за руки и пытается увести с собой.
- К тебе обращается незнакомый человек, как с ним разговаривать?
- Что надо делать, если тебя хотят затащить в машину?
- Куда ты побежишь, если за тобой гонится незнакомый человек?
- Как себя вести, если тебе предлагают вкусные конфеты и красивую игрушку?
- Как себя вести, если предлагают сделать то, что тебе не нравится?
Рефлексия.
- Ребята, наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся. Вы большие молодцы! Помогли жителям острова разобраться как вести себя в опасных ситуациях. Понравилась ли вам путешествие? Что запомнилось?