Советы дефектолога

Толерантное отношение к детям с особенностями психофизического развития

05.02.2024

Толерантное отношение к детям

с особенностями психофизического развития

 Наша основная цель в работе  – создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с ОПФР.

  Для этого мы ставим перед собой ряд задач:

1) создание адаптивно-образовательной среды;

2) формирование  у детей с разными образовательными потребностями и познавательными возможностями адаптивное и социальное поведение, активно взаимодействуя  с родителями;

3) формирование  у детей когнитивных, речевых, моторных, специальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи, своевременная адаптация к социальной среде, стимулирование активности и самовыражения;

4) формирование и развитие  речевых и коммуникативных умений детей с ОПФР с учетом физических, психических и интеллектуальных особенностей развития каждого ребенка;

5) формирование предпосылок  учебной деятельности, создание условий для развития сохранных сторон познавательной  деятельности;

6) коррекция отклонений в психическом развитии;

7) привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов, развитию и стимулированию познавательной деятельности детей с ОПФР.

 В ходе целенаправленной воспитательной  и коррекционно-развивающей работы  созданы  условия для формирования у детей, воспитателей, других специалистов толерантных отношений к лицам с ОПФР.  

Проблема культуры общения — одна из самых острых в детском саду, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7% людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

 Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

 В своей работе мы особое внимание уделяем развитию у всех участников образовательного процесса следующих критериев толерантности:

1) равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным  возможностям для всех детей, независимо от их  принадлежности к какой-либо другой группе);

2) взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к  детям с ОПФР;

3) охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества родителей детей с ОПФР;

4) сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

5) позитивная лексика в  межличностных отношениях.

А так же  минимизируем, устраняем проявления нетерпимости:

1) насмешки, выражение пренебрежения;

2) игнорирование;

 Смысл  деятельности воспитателей в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности  детей и родителей.

-индивидуальное консультирование воспитателей, детей и их законных представителей;

- выступления на родительских собраниях;

- организация общественно-полезной деятельности;

- праздники и развлечения.

 Формированию толерантного отношения к детям с ОПФР способствуют  и коррекционно-развивающие игры, занятия, проводимые психологом.

Они направлены на:

  1. коррекцию затруднений в общении;
  2. повышение уверенности в себе;
  3. ослабление негативных эмоций;
  4. развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы;
  5. обучение воспитанников жить дружно, сплоченно;
  6. овладение навыками чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

 

свернуть

Что такое психолого-медико-педагогическая комиссия?

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ (ПМПК)

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия (обследование), задачей которой является выявление нарушений в развитии ребёнка с выдачей рекомендаций о дальнейшем обучении и воспитании.

Кто принимает участие в ПМПК?

Состав ПМПК:

учитель - дефектолог центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

педагог-психолог центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

врач-невролог.

Зачем проходить ПМПК?

Без заключения ПМПК ребёнку не будет оказываться коррекционно-педагогическая помощь учителя-дефектолога в дошкольном учреждении (или в школе).

Перечень необходимых документов для прохождения ПМПК:

1)    выписка из истории развития ребёнка (бланк выдаёт учитель-дефектолог для заполнения участковым педиатром). Заполненный бланк передаётся учителю-дефектологу;

2)    справка из Витебского областного психоневрологического диспансера с указанием наличия или отсутствия психиатрического учёта (справка выдаётся в регистратуре при предъявлении паспорта родителя)

3)    педагогическая характеристика, представляемая учреждением, в котором воспитывается ребёнок (составляется учителем-дефектологом, педагогом-психологом и воспитателем дошкольного учреждения на основании проведённого диагностического обследования)

4)    при необходимости справка от детского психиатра (по месту жительства)

Данные документы необходимы на основании Постановления Министерства образования Республики Беларусь № 233 от 16 августа 2011 г. «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (Глава 4, пункт 20)

Как проходит процедура ПМПК?

В практике ПМПК есть 2 варианта проведения обследования:

1 вариант – ПМПК проводится на базе ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации):

родители записывают ребёнка на комиссию, позвонив в ЦКРОиР;

в назначенную дату, родители с ребёнком приезжают в вЦКРОиР с необходимыми документами.

Получив заключение ПМПК, родители передают его учителю-дефектологу дошкольного учреждения.

2 вариант – ПМПК проводится на базе дошкольного учреждения для детей 5 лет: родители в кратчайшие сроки собирают все необходимые документы, передают их учителю-дефектологу;

ЦКРОиР назначает дату, когда специалисты ЦКРОиР приедут в дошкольное учреждение для проведения выездной ПМПК.

В назначенную дату и время родители (один из родителей) приходят в дошкольное учреждение и присутствуют на обследовании (о дате и времени заранее сообщит учитель-дефектолог).

Учитель-дефектолог учреждения дошкольного образования в зависимости от вида и особенностей выявленных речевых нарушений принимает решение о виде прохождения ПМПК для каждого ребёнка и сообщает родителям!!!

 

 

свернуть

Как нужно говорить с ребёнком

Консультация для родителей

Как выполнять домашние задания

Советы учителя-дефектолога